Шарль Фреже. "Дикий Человек"
Речь пойдет о тёмной стороне фолка, на которой нет печенек, но есть ночные кошмары и сюрреализм. Речь пойдёт о костюмированных праздниках, проходящих, в основном, в зимний период: рождественских и новогодних маскарадах, карнавалах и масленнице. Большинство маскарадов привязаны сейчас к христианским праздникам, однако корни их уходят к временам более древним, временам язычества.
Есть мифы, пульсирующие по венам Земли, древние, как само время. Некоторые из них предаются забвению. А некоторые продолжают жить. Получеловек, полузверь, "Дикий Человек" (Wilder Mann) - квинтэссенция "чужого", незнакомца, чужака, бунтаря, нашего извечного двойника.
Сопротивляясь мощной поступи современного цифрового мира, маскарады по всей земле продолжают отдавать дань уважения образам, преследующим наше подсознание с тех самых пор, как наши предки впервые объединились в племена или начали вести осёдлую жизнь сельскохозяйстенного общества. Это не то, к чему можно подключиться, используя вай-фай. Это сказка, рассказывающая о корнях и силах, находящихся вне власти человека. Одетый как козёл, дьявол, медведь или монстр с челюстями из стали, дикий человек принадлежит к царству, населённому снами и мифами.
Французский фотограф Шарль Фреже приглашает нас в путешествие. История начинается в австрийском Зальцбурге, где Фреже встретил своего первого "дикого человека", Крампуса, существо, похожее на дьвола, родное для таких стран, как Австрия, Венгрия и Словения. Легенды рассказывают, что Крампус преследует дурно ведущих себя детей, в то время, как Санта Клаус награждает хороших и послушных. Очарованный своей первой встречей с настоящим немецким "диким человеком", Фреже решил продолжить фото-охоту и запечатлеть то, что он называет "древней Европой".
Давным-давно люди верили, что эти существа в масках отгоняют злых духов, освобождают души умерших, обеспечивают защиту скота и жителей села. Подобные верования, связанные с традицией маскарада, сейчас не так уж широко распространены, однако Фреже замечает, что они всё ещё живы. "Всё зависит от человека, участвующего в маскараде. Кто-то верит, кто-то нет. Некоторые учавствуют в нём, просто как в праднике. В любом случае, люди продолжают этим заниматься, потому что для них маскарад значит что-то очень фундаментальное. Это - одна из форм вовлечённости в социальную жизнь". Надеть маску значит открыть объятия "чуждости", начать процесс трансформации, предложить альтернативу реальности. В Болгарии символом "дикого человека" являются "бабугери", полностью одетые в костюмы из козьих шкур, с остроконечным высокими колпаками на голове. В этой анималистической моде растворяются все человеческие черты. Ни звери, ни люди, эти существа прокладывают мост между мирами, оставаясь чуждыми обоим. Он разрушают традиции, нормы и индивидуальность. По словам Шарля Фреже: "Несколько ночей Вы можете вести себя, как козёл, пить и забыть о том, что значить быть цивилизованым. Вы можете превратиться в дикое животное на три дня, а потом нужно снова вернуться к контролю своей дикости".
Серия портретов, снятая Фреже в девятнадцати странах за период двух зим, описывает современную трактовку "дикого человека". Поиски привели Шарля в сельские общины, от Испании до Финландии, для которых искусство маскарада до сих пор остаётся неотъемлемой составляющей их культуры. Отчасти представление, отчасти ритуал, маскарад говорит на своём уникальном языке. "Меня интересовали общины, у которых есть не только особые одежды или костюмы, но и ритуалы", - рассказывает Фреже, сделавший серии портретов униформ и одежды различных групп и сообществ, таких как рестлеры, вотерполисты, военные французского Иностраннного Легиона, сикхи, актёры китайской оперы. Фреже, обладающий намётаным взглядом исследователя-антрополога, в своём творчестве следует по стопам отцов-основателей документальной съёмки, таких как Август Сандер, чьи работы создали социологическую хронику уличных типажей и торговцев конца ХІХ-го века.
"В нынешнем своём воплощении маскарады связаны с сельским хозяйством, - поведал Фреже. - Изначально люди надевали на себя маски, сделанные из частей животных, оставшихся после забоя скота". Всплывающие из глубин зимы, чтобы вызвать возрождение природы, маскарады обычно начинаются в районе Рождества и длятся до Пасхи. "Дикий Человек" рассказывает о концепции цикличности времени, постоянной смене жизни и смерти. "Участие в этих маскарадах - это участие в призывании света, тепла и весны. Мы не можем быть уверены в том, что человек пять тысяч лет назад считал также. Просто сейчас у нас такое понятие обо всём этом. Наш принцип мышления не так уж отличается от мышления людей, живших в тем времена".
Камера Шарля Фреже представляет дикого человека как стильного скитальца, двусмысленно одетого, представляющего одновременно природу и человеческую культуру. Грубый, простой, похожий на животное, дикий человек наших дней бывает гордо щеголяет в паре туристических ботинок под своим костюмом.
"Настоящей защитой традиции является тот факт, что люди занимаются ею и подстраивают под себя, тем самым заставляя её эволюционировать", - говорит Шарль Фреже. Пока большинство европейских маскарадов устраивается для развлечения, содержа в себе при этом сильную туристическую составляющую, жизнь "дикого человека" продолжает быть переплетёной с социальными, культурными и политическими ценностями сельских общин. "Традиция сохраняется не благодаря тому, что ей включили в список наследия ЮНЕСКО".
Современная цивилизация может быть и изменила кардинально лик нашей планеты, однако, по всему миру, от глубин тропических экваториальных лесов до гор Сибири, маскарады продолжают существовать, сопротивляться и эволюцинировать. Появление "дикого человека" в нашей визуальной культуре не могло быть более своевременным. По всему миру на фоне антикапиталистических и антиглобалистских настроений общины людей, стремящиеся существовать независимо от благ современного города и вернуться к традициям предков, обращаются к истокам. Новая духовность расцветает, вместе с мириадами контркультурных движений, вроде нео-друидизма, вбирает в себя элементы различных языческих, шаманистических и племенных традиций. Наша потребность в сказках и мифах становится жизненно необходимой. Благодаря интернету у этой новой архаики нет границ.
f64.space